Акция возле памятника М. В. Ломоносову
Публикация на сайте Юга. ру:
17 апреля в Краснодаре у многих был выходной в связи с Радоницей. В этот день люди поминают умерших родственников, многие по традиции ходят на кладбище. А на Красной в районе Политеха случайные прохожие стали свидетелями необычной картины.
Вокруг памятника М.В. Ломоносову появилась ограда, а внутри ограждения — стол с угощениями и лавочка. Сотрудники отдела расследований рубрики Жара Юга.ру выяснили, что придумал и установил эту инсталляцию краснодарский художник Эльдар Ганеев. Нам удалось задать ему пару вопросов.
Эльдар, что это такое и зачем ты это сделал?
— Ну, это уличное искусство, инсталляция. Мне в голову приходит словосочетание «уличный коллаж». Вообще инсталляцию как форму уличного искусства увидишь нечасто, чаще встречаются граффити. Потому что если инсталлировать на центральных улицах — или полиция не даст делать, или уберут сразу. Мы (группировка ЗИП, прим. Юга.ру) как-то пытались соорудить несогласованную инсталляцию в Берлине возле Бранденбургских ворот, так местные копы сразу нас остановили. А если делать что-то в подворотнях или за гаражами, то мало кто увидит, разве что в рамках какого-нибудь фестиваля. Как, например, фестиваль «МОЖЕТ», когда зрители заранее идут по адресному маршруту и смотрят произведения искусства, выставленные на улице.
Почему именно памятник Ломоносову?
— Мне в принципе было не важно, какой конкретно памятник это будет. А выбрал Ломоносова я по нескольким причинам. Во-первых, этот монумент вместе с мраморной плитой под ним очень напоминает могилу, захоронение. Получается отсылка к истории возникновения такого вида памятников — изначально надгробный монумент. Во-вторых, он находится в самом центре города, на центральной улице. И еще мне понравилась трава, елки, кусты, цветы — признаки такого классического русского погоста.
Про что эта работа?
— Ограда, столик и стулья в сочетании с памятником — символы, считываемые в нашей стране как атрибуты кладбища. В других странах, например, в Европе или Америке, на кладбищах не вкапывают столы и лавки, только надгробный камень и все. Это только наша традиция. Я ничего, конечно, не имею против этого. Люди приходят, чтобы посидеть, вспомнить умерших, может даже выпить и покушать.
В этой работе моя критика относится именно к памятникам. Я имею в виду городскую скульптуру, которая осталась в наследство от Советского Союза и особенно все то новое, которое сейчас устанавливают. Памятники делаются из камня или бронзы и всегда ставятся на некий «могильный камень» или что-то его напоминающее. Такая очень «кладбищенская традиция». И люди функционально используют их как захоронения — возлагают цветы в годовщины рождения или смерти. Кенотаф — могила без покойника.
Как ты это все устанавливал, не возникло проблем?
— Я делал это все глубокой ночью с художницей Машей Орловой. Было не много прохожих, никто не мешал. Полиции тоже не было или она не обратила внимания. Мы наблюдали какое-то время, делали фото и видео. Подходило несколько человек, чтобы чем-то угоститься со стола. Там сначала стояла имитация бутылки водки (вместо водки в бутылку была налита вода), ее взяли в первую очередь. Расстроились, наверное, что там вода.
Что потом стало с этой инсталляцией?
— Когда я вернулся в полдень, уже ничего не было. Видимо те, кто следит за чистотой и порядком, постарались. Такова судьба многих уличных произведений — бесследное исчезновение.
https://www.yuga.ru/zhara/8386.html
Комментарии
Отправить комментарий